Пояснительная записка.
Пояснительная записка
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников, основное содержание с распределением учебных часов; тематический план работы кружка, библиографический список.
Общая характеристика кружка « Чувашская вышивка».
Изучение чувашской национальной вышивки призвано сформировать у учащихся художественный способ познания чувашского народного искусства, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности. Данная область знаний развивает в личности ученика эстетическое восприятие мира, воспитывает художественный вкус, потребность в общении с прекрасным в жизни и в искусстве чувашского края. Обеспечивает определенный уровень эрудиции в сфере чувашской национальной культуры.
Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих и практических способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к чувашской национальной вышивке. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям. Воспитание патриотизма, чувства гордости за богатую художественную культуру чувашского края. Одна из главных задач, стоящих перед работниками народного образования – задача улучшения трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В решении этой задачи помогают занятия учащихся декоративно – прикладным искусством, где в активном творческом труде они учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия формируют у детей эстетический вкус, дают технические знания, развивают трудовые умения и навыки.
В данной программе поставлена цель: изучение техники чувашской вышивки, как уникального явления в декоративно-прикладном искусстве чувашского народа, как средство эстетического воспитания подрастающего поколения.
Для решения вышеназванной цели выполняются следующие задачи:
- изучить историю развития чувашской вышивки;
-дать характеристику особенностям вышивки для этнографических групп чувашей;
-исследовать технику чувашской вышивки. Как средство эстетического воспитания учащихся.
Занятия в кружках, учебные занятия по «Технологии» в пределах школьной программы, посещения выставок декоративно-прикладного искусства, знакомство с альбомами. Буклетами, книгами позволяют познать радость творчества, радость труда.
В чувашском творчестве выразилась красота души и мудрость народа. Это наследие является неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений.
Воспитание учащихся на опыте народной педагогики. Приобщение их к истокам народного творчества, эстетическим и трудовым традициям, развитие у них художественно-исполнительских, общетрудовых умений помогает восстановить преемственность совершенствования национальной культуры, возродить этноэстетику, определить пути познания от чувашского народного искусства к искусству других народов. Известно, в народное искусство вложена душа народа. Прекрасные вещи, как и произведения искусства, выражают чувства и миропонимание их создателей. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства,
их художественных особенностей и выразительных средств воспитывает бережное отношение и уважение к национальной культуре.
Цели
Развитие:
-художественно – творческого, образного и ассоциативного мышления, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
Воспитание:
-культуры восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства Чувашии.
-воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ.
Освоение знаний:
-о чувашской национальной вышивке Чувашии
-о выдающихся мастерах современной чувашской вышивки, их творчестве;
-получить определенный уровень эрудиции по данному курсу.
Овладение умениями:
-практически изучить технику чувашской вышивки;
-изучить технику выполнения различных видов узоров в чувашской вышивке;
- различать вышивку по этнографическим группам;
- последовательности изготовления изделия в технике чувашской вышивки.
Понимание:
-национальной специфики чувашской вышивки как составной части многонациональной культуры России, более глубокое понимание великого национального достояния - Чувашского декоративного искусства;
Формирование:
-интереса к чувашскому декоративному искусству, к чувашской национальной вышивке, способности воспринимать ее исторические и национальные особенности;
-определять собственное отношение к произведениям народного декоративного искусства;
-осознавать свою культурную и национальную принадлежность;
- устойчивых навыков в технике выполнения элементов чувашской вышивки;
- навыков грамотного изготовления изделий, украшенных чувашской вышивкой.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения чувашской национальной вышивки ученик должен:
Знать-понимать
-историческое прошлое и настоящее декоративно-прикладного искусства Чувашского края.
-известных мастеров чувашской национальной вышивки.
- крупные музеи, в которых хранятся образцы чувашской вышивки;
-классификацию орнаментов по назначению и по способу выполнения;
- отличительные черты чувашской вышивки от других видов вышивок;
- уникальность чувашской национальной вышивки.
Уметь:
-узнавать изученные виды узоров;
-пользоваться различными источниками информации о чувашской вышивке;
-выполнять творческие задания ;
-ориентироваться в основных узорах;
-использовать для решения познавательных и практических задач различных источников информации , включая энциклопедии ,словари ,Интернет-ресурсы и другие базы данных
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях народного и современного искусства;
-самостоятельного художественного творчества.
Народная художественная вышивка- яркое и неповторимое явление национальной культуры , изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.
Организация кружка художественной вышивки в системе общеобразовательной школы дает возможность практически познакомить детей с этим видом декоративно - прикладного искусства.
Цель кружка чувашской национальной вышивки- научить умело разбираться в чувашском орнаменте, развивать у детей способность эстетического восприятия произведений декоративно - прикладного искусства, творческое мышление, воспитывать любовь и уважение к народной вышивке, к национальному искусству.
Основное содержание.
1.Знакомство с историей чувашской национальной вышивки.
Чувашская вышивка в прошлом и настоящем.2 часа.
Развитие чувашской национальной вышивки. Художник М. С. Спиридонов, изучавшией чувашскую вышивку.Современные мастера чувашской вышивки.
2.Техника выполнения чувашской вышивки. Виды швов.22 часа.
Выполнение образцов простых стежков « сиктерулле, хаю(стебельчатый шов), «кукар- макар» (зигзаг). Изучение стежков « эрехле, вырасла тере» (редкий крест, русский крест). Изучение стежков « сайра шулам» (косой шов, косая стежка). Мережка « кистек» (кисточка), 2 в раскол». Зарисовка схемы орнаментальных швов. Выполнение образцов орнаментальных швов « Сенек юп» ( «вилочка» узор с вилами), « Салакайак ури» (воробьиные лапки. Выполнение швов « Сысна ури» ( « свиные ножки») , « юплешке» (« рогатки» ). Выполнение образца заполнения узора швом « сайра шулам». Сложные швы. Зарисовка и выполнение швов: « Ухмах тере, син пелми тере ( пустяшный шов, мудреный шов). Выполнение шва «хантас» (косая стежка, мелкая стежка) , заполнение квадрата швом « хантас».
3.Изготовление салфетки в технике чувашской вышивки.30 часов
Композиционное решение салфетки, составление ее эскиза. Зарисовка орнамента салфетки на миллиметровую бумагу. Подготовка ткани к вышивке, вышивание « краевой мережки «кистек» . кисточка. Вышивание каемки салфетки. Выполнение швов «редкий крест, косая стежка, рогатки». Вышивание ромбика ступенчатого с усиками и крючком в углах салфетки. Заполнение узоров салфетки швом « сайра шулам», косая стежка. Окончательная обработка изделия.
Оформление выставки работ.2 часа.
Композиционное расположение работ. Влажно-тепловая обработка изделий.
|