Воскресенье, 05.05.2024, 12:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя Голубенко Евгении Вячеславовны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Технологическая карта изучения темы "Машинные швы" 5 класс

Предмет: технология

Тема: Машинные швы

Класс 5

Тип урока: изучение нового материала.

Технологическая карта изучения темы

Тема

Машинные швы

Цель

Ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; сформировать навыки по выполнению ручных швов для вышивки; продолжить формирование умения пользоваться инструкционной картой. Научить выполнять простейшие ручные швы с соблюдением технологии и правил техники безопасности.

Предметные умения

Формировать УУД:

Планируемый результат

Оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности

 

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

 

Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства. Работая по составленному плану. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата,  в том числе и для создания нового продукта

 

 

Основные понятия

Машинные швы: стачать, притачать, настрочить, застрочить, обтачать.

Межпредметные связи

Геометрия, охрана труда.

Ресурсы:

Учебник, презентация по теме, инструкционные карточки.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в микрогруппах (по 2 человека)

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

 

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Цель этапа:

настройка учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний;

создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Доведение до учащихся плана урока.

Осуществляемые действия:

эмоциональный настрой на урок положительный.

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

II. Повторение пройденного материала  (Проводится по усмотрению учителя, так как материал урока объёмный.)

 

 

Вопросы для закрепления:

1.                              Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при шитье на швейной машине?

2.                              С какой стороны должен падать свет на рабочую поверхность?

3.                              Как надо сидеть за швейной машиной?

4.                              Какова последовательность подготовки к работе швейной машины?

Игра в “ЛОТО”

Учащиеся получают карточки с терминами и их значениями. Надо правильно подобрать пару. На каждую парту раздаётся конверт с 4-мя словами.

1.                              Стежок – часть строчки между двумя проколами иглы.

2.                              Шов – место соединения двух или нескольких деталей.

3.                              Строчка – ряд повторяющихся стежков на ткани.

4.                              Ширина шва – расстояние от строчки до среза деталей.

5.                              Стачать – соединить детали, примерно равные по величине, строчками постоянного назначения по намеченным линиям. Стачать части пояса, части оборки.

6.                              Обтачать – соединить две детали с последующим вывертыванием их на лицевую сторону. Обтачать нагрудник, бретели.

7.                              Притачать – соединить мелкие детали с крупными строчками постоянного значения. Притачать нагрудник, пояс, оборку.

8.                              Застрочить – проложить строчку для закрепления подогнутого края детали или изделия. Застрочить низ изделия.

9.                              Настрочить – проложить строчку при наложении одной детали на другую для их соединения. Настрочить накладные карманы.

10.                          Сметать – временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям. Сметать части пояса, части оборки, детали изделия.

11.                          Наметать – временно соединить две детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками. Наметать карман на основную деталь.

12.                          Заметать – временно закрепить подогнутые края детали, складки. Заметать низ изделия, боковые срезы и складки.

13.                          Пришить – прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения.

14.                          Приутюжить – уменьшить толщину шва или края детали. Приутюжить карманы, бретели, край низа изделия.

15.                          Заутюжить – уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении. Заутюжить складки, припуски необработанного среза.

16.                          Разутюжить – разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении. Разутюжить стачной шов пояса, оборки.

17.                          Отутюжить – удалить замины на изделии, выполнить окончательную влажно-тепловую обработку. Отутюжить готовое изделие.

Отвечают на вопросы по цепочке.

 

 

 

 

 

Игра в “ЛОТО”

Учащиеся получают карточки с терминами и их значениями. Надо правильно подобрать пару.

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной  форме.

III. Изучение нового материала

На предыдущих уроках мы изучили виды ручных швов.

Как вы думаете, существуют ли другие виды швов?

 

Машинные швы условно делятся на три группы: соединительные, краевые и отделочные.

Соединительные швы служат для прочного соединения деталей швейного изделия между собой.

К ним относятся:

·                                 стачной взаутюжку;

·                                 стачной вразутюжку;

·                                 накладной с открытым срезом;

·                                 накладной с закрытым срезом;

·                                 накладной с двумя открытыми срезами.

Краевые швы служат для обработки краев и предохранения их от осыпания.

К краевым относятся:

·                                 обтачной;

·                                 шов в подгибку с открытым срезом;

·                                 шов в подгибку с закрытым срезом.

Отделочные швы служат для украшения изделий. К ним относятся:

·                                 простые складки;

·                                 сложные складки;

·                                 защипы.

Стачные швы в заутюжку и в разутюжку применяются для соединения деталей, одинаковых по размеру, по совмещенным контурам.

Шов в подгибку с закрытым срезом применяется для обработки срезов деталей. Например, застрочить срезы фартука и косынки.

Накладной шов применяют при соединении мелких деталей с изделием. Например, настрочить накладные карманы.

Задание у доски  по рядам: Зарисовать на доске рисунки всех выполняемых машинных швов. ( стачной, накладной, застрочной)

1.                              Изобразить слои ткани

2.                              Затем обозначить строчки

3.                              Достроить проекции образца шва

Предполагают, что кроме ручных швов есть такие швы, как машинные, т.е. выполняемые на швейной машине.

 

Слушают информацию по новой теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарисовывают на доске рисунки всех выполняемых машинных швов, выбрав одного учащегося от своего ряда ( стачной, накладной, застрочной)

1.                              Изобразить слои ткани

2.                              Затем обозначить строчки

3.                              Достроить проекции образца шва

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе ранее изученного материала.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

 

IV. Практическая работа “Выполнение образцов машинных швов”

 

 

Работа в парах – подготовив машину к работе, пользуясь инструкционной картой,  выполнить образцы машинных швов.

Инструкционная карта:

1. Все внутренние машинные строчки выполняются нитками в цвет ткани.

2. Машинные строчки должны быть ровными, ширина шва должна быть одинаковой.

3. После выполнения машинной работы нитки всех временных строчек (сметывания, наметывания и т.д.) удаляются.

4. Готовые швы надо проутюжить.

Во время практической работы учитель следит за правильностью выполнения приемов работы на машине, соблюдением техники безопасности, технологии выполнения, соблюдением правильной посадки и положением рук.

Обратить внимание учащихся на аккуратность в работе, бережное отношение к оборудованию, экономное расходование ниток.

 

Учащиеся выполняют практическую работу, пользуясь инструкционной картой.

Учащиеся готовят машину к работе, обсуждают в паре ход работы, последовательность выполнения швов, согласно инструкционной карте.

 

Работа оценивается взаимопроверкой

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

 

Коммуникативные УУД

1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Слушать и слышать других.

Закрепление изученного материала

 

Вопросы для закрепления (тесты)

1. На какие три группы делятся все машинные швы? (Найдите лишнее)

А) соединительные;

Б) разъединительные;

В) краевые;

Г) отделочные.

2. Для чего служат соединительные швы? (Выбрать правильный ответ)

А) для закрепления подогнутого края изделия;

Б) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

В) для временного соединения двух деталей.

3. Какие швы относятся к соединительным? (Выбрать правильный ответ)

А) стачной взаутюжку;

Б) шов вподгибку с открытым срезом;

В) накладной с закрытым срезом;

Г) шов вподгибку с закрытым срезом.

4. Какие швы относятся к краевым? (Выбрать правильный ответ)

А) накладной с закрытым срезом;

Б) шов вподгибку с закрытым срезом;

В) стачной вразутюжку.

5. Для чего применяются краевые швы? (Выбрать правильный ответ)

А) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

Б) для закрепления подогнутого края изделия;

В) для украшения изделий.

6. Для чего применяется накладной шов с закрытым срезом? (Выбрать правильный ответ)

А) для присоединения накладных карманов;

Б) для притачивания манжет;

В) оба ответа верны

Выполняют тест

Познавательные УУД:

Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата

 

VIII. Итог урока. Рефлексия.

 

Беседа по вопросам:

– Что нового узнали на уроке? Чему научились?

– Какие трудности встретились?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

– Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).

 

Показ лучших работ учащихся. Обратить внимание на качество строчек, если есть ошибки.

Выставление оценки за выполненные образцы швов.

 

Отвечают на вопросы, оценивают свои работы

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

 

 

IX. Домашнее задание.

 

 

Задание на выбор: Выучить название машинных швов по таблице в учебнике. Прикрепить образцы в альбом.

 

$ 18c 133-138

 

 

 

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

 

Термин «технологическая карта» пришел в образование из производства.

Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для выполнения какого-либо технологического процесса.

Технологическая карта отвечает на вопросы:

  • Какие операции необходимо выполнять.
  • В какой последовательности выполняются операции.
  • С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
  • Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
  • Результат выполнения каждой операции.
  • Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.

Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.

Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.

(Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. — Витебск, 2006.)

ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно­смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Методологическая основа новых стандартов — системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить учащемуся общекультурное, личностное, познавательное развитие, и, главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технокарты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.

Наиболее удачной формой для технокарты урока является таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.

Образец технологической карты урока

Образец технологической карты урока

ФГОС вводит новое понимание образовательных результатов — в виде формируемых способов деятельности. Поэтому графа «Деятельность учащихся» структурируется соответственно видам деятельности, каждая их которых также делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.

Базовой образовательной технологией, которая реализует требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание видов деятельности в технокарте.

Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.

Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.


Учитель с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе предлагает как вариант конспекта урока технологическую карту. Технокарта отличается от традиционного конспекта только формой.

В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.

ЭТАПЫ УРОКА:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация субъективного опыта учащихся
  4. Изучение новых знаний и способов деятельности
  5. Первичная проверка понимания изученного
  6. Закрепление пройденного материала
  7. Применение изученного материала
  8. Обобщение и систематизация
  9. Контроль и самоконтроль
  10. Коррекция
  11. Домашнее задание
  12. Подведение итогов учебного занятия
  13. Рефлексия.

При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке:
— Этап организации учебного занятия;
— Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности;
— Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);
— Этап подведения итогов учебного занятия;
— Рефлексия.

Основной этап зависит от учебных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия.

Работа учащихся над соответствующими задачами на уроке может осуществляться как индивидуально, так и в парах или группах.

Рассмотрим особенности организации и управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Начать этот этап целесообразно с фронтальной проверки наличия домашнего задания у всех учеников с целью определения тех, кто его не выполнил, и организации выполнения этими учениками хотя бы части домашнего задания самого низкого уровня и повторения теоретического материала учебника при опосредованной или непосредственной помощи учителя.

Проверка качества выполнения домашнего задания проводится не всегда, но если задание сложное, то целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп, например, на самостоятельную работу с учебником.

ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подведя итоги предыдущего этапа урока, учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса и начинает устный опрос по теме предыдущего урока учеников из 4 группы, которым после этого дается индивидуальное задание творческого характера. Затем отвечают ученики 3 группы и тоже получают задания для самостоятельной работы. Опрос учащихся 1 и 2 групп происходит индивидуально на фоне самостоятельной работы класса.

УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Для выравнивания условий восприятия нового материала предлагается в большом количестве повторений объяснения нового материала для учащихся 1 и 2 групп. Повторяющиеся объяснения учителя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп учащихся, работающих самостоятельно.

ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Этот этап проводится фронтально. Дифференцированный подход к учащимся разных типологических групп заключается в «адресности» вопросов различного типа в условиях фронтальной работы.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Эти этапы урока строятся по одному принципу и их нельзя рассматривать обособленно, потому что по технологии дифференцированного обучения между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной на этом этапе — метод управляемой самостоятельной работы.

Ученики 1 группы для закрепления знаний, формирования навыков и умений нуждаются не только в большей помощи учителя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу).

Ученики каждой группы могут выполнять незначительное количество заданий для другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы.

КОНТРОЛЬ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Особенности управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения на этом этапе урока состоят в общей контролируемости результатов работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах урока.

К каждой типологической группе применяются различные виды контроля:
1 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
2 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
3 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
4 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, внутренний самоконтроль.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся.

Учитель может сделать учебный процесс открытым и объяснить ученикам, почему на уроке используются именно эти формы обучения, какие они имеют преимущества. Широкое использование методов мотивации позволяет сделать учебную деятельность учащихся сознательной и эффективной. При планировании и организации учебной деятельности следует опираться на стремление учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению интеллектуальной активности, познанию нового; социальные мотивы учебной деятельности (поиск контактов и сотрудничество; заинтересованность в результатах коллективной работы; обязанность и ответственность перед обществом, классом, учителями, родителями; стремление к одобрению, желание быть первым), создавая ситуации взаимопомощи, взаимообучения, взаимопроверки, рецензирования. Тогда учащиеся будут сознательно относиться к своей учебной деятельности. Важно, чтобы каждый ученик овладел умением осуществлять рефлексию и самоуправлением обучения. Выполнение этих условий будет способствовать эффективной реализации совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе.

Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: алгоритмами и опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнем усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д.

Авторы: Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова

Технологическая карта урока

Предмет____________________________________________________________

Класс_______________________________________________________________

Автор УМК__________________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________

Тип урока____________________________________________________________

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 <

Категория: Мои статьи | Добавил: evgeniya (17.02.2016)
Просмотров: 1608 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск